Свыше 40живописных полотен изчастной московской коллекции представляют вэкспозиции выставки «Свет ивоздух» творчество художника Валентины Диффинэ-Кристи. Валентина Михайловна была членом Московского отделения Союза художников СССР. Среди еёполотен пейзажи, натюрморты итипичные для советского искусства портреты заводских рабочих— слесаря-сборщика, электрика, фрезеровщика, крановщицы литейного цеха. Позаказам комбината она писала комсомольцев истарых партизан, создавала Лениниану, раскрывала темы гражданской войны. Ивсеже произведения В.М.Диффинэ-Кристи привлекают внимание своей уникальностью. Особенность работ заключается всоединении традиционной советской тематики сживописными поисками автора. Прирожденный живописец, Валентина Диффинэ-Кристи остро иточно чувствовала цвет окружающего мира. Вмолодые годы еёживопись формировалась под влиянием творчества мужа, талантливого художника Евгения Диффинэ, работавшего втрадициях Константина Коровина. Она получила образование вмастерской С.Герасимова ибыла представительницей московской школы живописи. Свой собственный путь вискусстве Диффинэ-Кристи нашла в60-хгодах прошлого века.

Стиль творчества В.М.Диффинэ-Кристи называют «духовным импрессионизмом». Характер еёживописи вомногом близок тем художественным поискам, которые вели русские мастера конца 19— начала 20века (Н.Крымов, Н. Сапунов, М.Сарьян, П. Кузнецов идр.), вискусстве которых отдельной страницей было участие вобъединении «Голубая роза».

Содержательность иобразная глубина представленных навыставке произведений автора создаётся, прежде всего, средствами живописи. Валентина Михайловна утверждала: «Вживописи несуществует контуров. Границы ипредметы определяются только сочетанием красочных пятен». Она отрицала субъективность восприятия окружающей действительности: нужно только уметь видеть ихточные соотношения «вовсей композиции одновременно». Отсутствие контуров немешает почувствовать точность иконструктивность рисунка, увидеть пластику формы веёпортретах икомпозициях.

Обобщая жизненные наблюдения, автор произведений использует возможности живописи вовсем ихбогатстве имногообразии. Выстраивая цветовую структуру того или иного произведения, она добивается впечатления воздушной вибрации светоносных красочных тонов. Ритм пульсирующих красочных мазков создает сложную иживую фактуру, передает трепетность чувств, заложенных втот или иной предметный, пейзажный или портретный образ. Разработанный Диффинэ-Кристи живописный метод позволяет ейпоказывать вкартинах живущий, движущийся, дышащий мир, включающий всебя человека, как свою неотделимую часть.

Добиваясь эстетического воздействия картин, Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи достигает наихплоскости того ритмического многообразия ивыразительности цветовых соотношений, которое приближает живопись кмузыке.